ГЮСТАВ ЭЙФЕЛЬ

Даты жизни: 15 декабря 1832 - 27 декабря 1923
Место рождения: город Дижон, Франция
Французский инженер, специалист по проектированию металлических конструкций. Завоевал небывалую популярность после постройки в Париже к выставке 1889 года металлической башни, принадлежащей к замечательнейшим техническим сооружениям XIX века и названной в его честь.

    ЭйфельКонец XIX века абсолютно заслужено получил статус золотого периода в истории инженерного дела. Этим он обязан великим конструкторам, чьи сооружения до сих пор символизируют ту или иную веху истории. Александр Гюстав Эйфель известен простым обывателям как создатель знаменитой парижской башни. Мало кто знает, что он прожил очень насыщенную жизнь и создал еще множество выдающихся сооружений.

   Александр Гюстав Эйфель родился в 1832 году в городе Дижон, который находиться в Бургундии. Его отец весьма успешно выращивал виноград на своих обширных плантациях. Но Гюстав не захотел посвящать свою жизнь сельскому хозяйству и после обучения в местной гимназии поступил в Парижскую Политехническую школу. Проучившись там три года, будущий конструктор пошел в Центральную школу ремесел и искусств.
   В 1855 году Гюстав Эйфель закончил обучение. В то время инженерное дело считалось факультативной дисциплиной, поэтому молодой конструктор устроился на работу в фирму, которая занималась разработкой и строительством мостов.
   В 1858 году Гюстав Эйфель спроектировал свой первый мост. Этот проект нельзя было назвать типичным, как и всю последующую деятельность конструктора. Чтобы сваи прочнее держались, Эйфель предложил вдавливать их в дно при помощи гидравлического пресса. На сегодняшний день такой способ применяется крайне редко, так как нуждается в обширной технической подготовке. Чтобы точно установить сваи на глубине 25 метров, ему пришлось сконструировать специальное приспособление. Когда мост был с успехом возведен, Гюстав получил признание как инженер-мостостроитель.
    Спроектированные им мосты казались воздушными, но были очень прочными, многие из них стоят до сих пор. Он строил мосты в Португалии и в Молдавии, в Испании и во Франции, в Чили и в Грузии (тогда Романовы специально попросили знаменитого Эйфеля почтить своим участием строительство в Грузии и спроектировать мост на железной дороге Батуми-Бакуриани). Как конструктор мостов и крупных строений, он получил всемирное признание. Проектировал железнодорожные вокзалы, школы, церкви, казино. Особенностью творений Эйфеля была решетчатая железная силовая конструкция, объединявшая прочность и внешне воздушную легкость сооружений.
    В своей работе Эйфель всегда старался придумать нечто новаторское, что могло бы не только облегчить участь проектировщиков и строителей, но и внести полезный вклад в промышленность. Создавая свой первый мост, Гюстав Эйфель решил отказаться от возведения громоздких строительных лесов. Огромная металлическая арка моста была построена заранее на берегу. А чтобы установить ее на место, конструктору понадобился всего-навсего один стальной трос, натянутый между берегами реки. Этот метод стал применяться повсеместно, но только спустя 50 лет после того, как Эйфель его изобрел.

Виадук Гаррами через реку  ТюйерВиадук Гаррами

   Его виадук Гаррами (мост через реку Тюйер) — шедевр архитектуры XIX века. Глубина ущелья, по которому текла река, составляла 165 метров. Другие проекты виадука, участвовавшие в конкурсе, были на огромных каменных опорах, а Эйфель предложил воздушную арку из железа, нависшую над пропастью. Сооружали ее на берегу, а переместили через пропасть, поставив на место при помощи одного стального троса, натянутого над пропастью. Мост был прост, дешев и поразительно красив. Эра мостов на массивных каменных быках заканчивалась, наступала эра мостов из металлоконструкций. И Эйфель в ней был одним из первых.
    В 1878 году в Париже состоялась  промышленная выставка. Вместе с известным французским инженером де Дионом Эйфель спроектировал величественное сооружение, которое прозвали «Залом машин». Длина конструкции составила 420, ширина – 115, а высота - 45 метров. Каркас здания состоял из металлических балок ажурной формы, на которых держались стеклянные переплеты интересной конфигурации. Когда руководители фирмы, которая должна была воспроизвести проект Эйфеля в жизнь, ознакомились с его идеей, они сочли ее за нечто невозможное. «Зал машин» был построен, в результате чего смелого конструктора удостоили золотой медали за непревзойденное техническое решение. К сожалению постройку в 1910 году разобрали.
   В 1886 году он сделал для США статую Свободы. Идея статуи принадлежала Эдуарду Рене Лефевру, а создал скульптору художник Бартольди. Реализовал же проект скульптуры, спроектировал ее силовой железный каркас именно Гюстав Эйфель!
   Он сумел создать настолько удачный каркас, что статуя стоит уже более сотни лет, и сильные ветра с океана ей нипочем. Когда несколько лет назад Американский символ реставрировали, было принято решение проверить Эйфелевы расчеты с помощью современной компьютерной программы. Удивительно, но предложенный инженером каркас в точности совпал с моделью, которую разработала машина.
   В 1898 году, в преддверии очередной Парижской выставки, Гюстав Эйфель построил башню высотой порядка 300 метров. По задумке инженера, она должна была стать архитектурной доминантой выставочного городка. На тот момент конструктор даже представить себе не мог, что именно эта башня станет одним из ключевых символов Парижа и прославит мостостроителя на столетия после смерти.
   Эйфелева башняБашня состоит из тонких металлических деталей, которые крепятся друг к другу посредством заклепок. Полупрозрачный силуэт башни как бы парит над городом. Сложно представить, но сейчас могло бы и не быть главной парижской достопримечательности.
   Париж был в ужасе. Город почти взбунтовался против наглой попытки унизить культурную Францию такой непотребной железной штукой. Коллективное письмо творческой интеллигенции Парижа, среди которых были Александр Дюма-сын, Ги де Мопассан и Шарль Гуно, требовали запретить это жуткое непотребство, не ставить в центре Парижа страшный клепаный железный котел. Им казалось, что постройка будет так выглядеть. Башню все равно построили. И теперь она — гордость Парижа, его символ!
   Лишь однажды в своей жизни Эйфель сильно промахнулся: вошел в правление постройки Панамского канала. Возглавлял строительство тот самый знаменитый Фердинанд Лессепс, который незадолго до этого успешно руководил постройкой Суэцкого канала.
   Начало постройки было таким же, как и строительство предыдущего канала. Было создано акционерное общество, около 800.000 человек купили акции, на эти деньги пошла стройка. Потом потребовалось больше денег. Потом деньги понадобились еще и еще… Через 10 лет после начала строительства Панамского канала выяснилось, что денег больше нет, при этом выкопано меньше трети всего канала и погибло от малярии и желтой лихорадки свыше 20.000 строителей. Произошло банкротство компании, 800.000 человек лишились своих сбережений. Идея строительства была опозорена, с тех пор каждую очень большую аферу называют «панамой». Руководство компании судили и признали виновными в растрате, в том числе и Эйфеля. Газеты печатали издевательские карикатуры, где среди прочих казнокрадов было легко опознать Эйфеля — к его спине карикатуристы привязывали модель его башни. Эйфеля признали виновным, но приговорили к условному сроку.
   В 1890-е годы после скандала вокруг Панамского канала, где Эйфель разрабатывал проект шлюзов, инженер вышел из бизнеса и занялся исследовательской работой в области аэродинамики. В 1909 году в Париже инженер построил первую аэродинамическую лабораторию. Им было открыто явление кризиса сопротивления плохообтекаемых тел (1912), усовершенствована техника аэродинамического эксперимента.
   В качестве эксперта Эйфель состоял во многих комиссиях, в том числе в той, которая занималась строительством парижского метро.

Памятник Гюста́ву Эйфе́лю в основании Эйфелевой башниПамятник Гюставу Эйфелю у основания Эйфелевой башни

    28 декабря 1923 года в возрасте 91 года Гюстав Эйфель скончался в Париже.

   Эйфель был женат на дочери своего поставщика Мари Годеле, которая скончалась после 15 лет брака, родив инженеру пятеро детей.

Будапешт ВокзалВокзал в Будапеште

Мост Бир Акейм  ФранцияМост Бир-Акейм во Франции

Обсерватория Ниццы, ФранцияОбсерватория Ниццы, Франция

зал машинЗал машин