КАЛЕНДАРЬ

   За всю историю своего существования человечество пользовалось всего двумя общепринятыми календарями, хотя необходимость в точном исчислении времени существовала с незапамятных времен. Первые прообразы календаря появились около 30 тысяч лет назад. Археологи находили обломки костей с зарубками, предположительно служащими для обозначения дней или других отрезков времени. Уже древних земледельцев и скотоводов интересовала закономерность смены сезонов, которую можно было вывести, зная продолжительность оборота Земли или Луны вокруг Солнца. Однако несоизмеримость солнечного года с временными параметрами Земли долго не давала возможности создать понятный, точный и удобный календарь.
  Для определения длительных промежутков наши предки охотнее использовали лунные месяцы. Под термином «лунный месяц» астрономы понимали период смены лунных фаз, составляющий около 29,5 суток. На месте раскопок Древнего Вавилона найден камень, на котором отмечены все полнолуния, которые должны были случиться в 104 году до н. э. Это обстоятельство свидетельствует о том, что уже в те далекие времена люди умели точно предсказывать время появление полной Луны. Каменные кольца Стоунхенджа, обнаруженные в южной части Англии, представляют собой гигантский календарь.
  Несогласованность летоисчисления у разных народов стала особенно затруднять жизнь в период налаживания экономических связей. Торговцы не могли договориться между собой о сроках доставки товара, назначить время встречи, поскольку в году могло быть как 12, так и 13 месяцев. Кроме этого, согласования счета по различным небесным телам к величине, составляющей год, часто прибавляли несколько дней.
   Древние египтяне,  имевшие обширные познания в области астрономии и математики, изобрели наиболее удобный календарь. Во времена первых фараонов было замечено, что самая яркая звезда небосвода — Сириус — появляется на утреннем небе в определенное время года. Момент появления этой звезды на небосводе предшествовал разливу Нила. Так была вычислена продолжительность года (365 дней), на основании которого египтяне создали свою систему счета времени.

Календарь

  Первый согласованный порядок летоисчисления был введен Юлием Цезарем в 45 году до н. э. Продолжительность года на Земле была принята равной 365 суткам и 6 часам. Однако астрономы заметили, что в действительности год длиннее указанной цифры на 11 мин. 14 сек. Сообразуясь с мнением ученых советников, император ввел в календарь високосные годы, устранившие расхождения во времени. Однако старый  стиль,   как  впоследствии  назвали  систему Юлия Цезаря, отставал от реального течения времени на 72 часа каждые 400 лет.
  Термин «календарь» произошел от латинского слова calendarium, в переводе означавшем «долговая книжка». Такое название связано со старинным римским обычаем, в соответствии с которым должники обязывались платить проценты в день календ, то есть в период, близкий к новолунию.
  Современный календарь был введен по инициативе Папы Григория XIII, который в 1582 году внес изменения в порядок счета високосных годов. Новый стиль, иначе называемый григорианским, предусматривал меры, способные исправить погрешности юлианского календаря. Теперь годы, оканчивающиеся на два нуля, не считались високосными. Исключение составляли числа, кратные четырем, например 1600, 2400, 3600... Длина года в григорианском календаре всего на 26 секунд больше солнечного.
  Удобство нового исчисления определялось приближением средней продолжительности года к периоду обращения Земли вокруг Солнца, а главное — отсутствием связи с лунным календарем. Наименование отрезка (месяц) сохранилось лишь как воспоминание о старом стиле. Поначалу календарным реформам сопротивлялись многие протестантские страны. Некоторые католические князья упрекали папу в том, что он хочет украсть у людей  дней и обмануть перелетных птиц. Григорий XIII спокойно выслушивал укоры верующих, обвинявших о в путанице с определением дня Страшного суда. Христиане боялись прогневить Бога, который те-ирь не знал, когда ему снизойти до человечества.

  В России до введения григорианского стиля год начинался в сентябре. 20 декабря 1699 года по указу Петра I был принят новый календарь. В указе, в частности, говорилось, что с этого дня «...народы года свои счисляют от рождества Христова восемь дней спустя, то есть 1 января, а не от создания мира. Ныне доходит 1699 год, а 1 числа будущего января настанет новый, 1700, год. Вместе с ним новый столетний век».
  Именно тогда россияне впервые отметили прекрасный зимний праздник Новый год, положив начало традициям, почти не изменившимся до нашего времени: «...в доме своем, по улицам и перед воротами ус¬троить украшения ветвями сосновыми, еловыми и можжевеловыми, — гласил указ, — бедным людям хотя бы по деревцу или ветке на ворота поста¬вить». Кроме этого, царь требовал от людей не убирать хвойные украшения «...по 7-й день 1700 года. Да 1 января, в знак веселья, друг друга поздравлять с Новым годом и столетним веком».
   Император обещал устроить на Красной площади фейерверк, а знатным боярам и окольничим, то есть людям высокого чина, «...из небольших пушечек и из нескольких мушкетов или иного мелкого оружия учи¬нить троекратную стрельбу, выпустив ракетов, сколь¬ко у кого имеется». В ночь с 31 на 1 января 1700 го¬да жители Москвы обязались «...зажигать огонь из дров, хворосту или соломы». Мелкие дворы устраивали факелы, водружая «худые смоляные бочки на столбиках», наполнив их соломой или хворостом.

   Построение мусульманского календаря основано на учении Магомета, провозгласившего Луну глав¬ным мерилом времени. «Аллах создал небо и землю за 6 дней, — сказано в 10-й суре Корана, — это он сделал из Солнца светильник и из Луны свет. И ука¬зал им на их место, чтобы знали вы, как считать годы и как рассчитывать время». Каждый месяц исламско¬го года начинается с новолуния, которое, в отличие от европейской астрономии, рассчитывается не по рас¬положению небесных тел, а по появлению молодого месяца. Мусульманский год насчитывает 354 дня, что на 11 суток короче солнечного года.
  
Отправной точкой летоисчисления правоверные считают хиджру — день ухода пророка из Мекки в Медину, произошедшего в 622 году. На Востоке древний календарь сосуществует с григорианским, ко¬торый наиболее удобен в международной экономиче-ской деятельности.

Грицак, Е.Н. История вещей от древности до наших дней /Е.Н. Грицак, М.И. Ткач.- М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2003.- 608 с.