В МИРЕ СКАЗОВ П. БАЖОВА
В. Кошелева

Назаренко Г. Портрет БажоваПортрет Павла Бажова. Художник Г. Назаренко

   В начале 1939 года в городе Свердловске, который теперь называется Екатеринбург, вышла книга Павла Петровича Бажова с красивым и загадочным названием - Малахитовая шкатулка». Книга очень быстро завоевала любовь взрослых и маленьких читателей и вошла в число ста самых любимых книг, которые читают дети во всем мире. Особый интерес уральские сказы Бажова сразу же вызвали у мастеров живописи и книжной графики, И это не удивительно. Мир сказов Бажова, где быль причудливо переплетается с элементами волшебного и фанатастического, богат такими яркими и самобытными образами, которые мало кого из художников могут оставить равнодушными.Кудрин
   Первое свердловское издание «Малахитовой шкатулки» оформлял уральский график Александр Антонович Кудрин. К каждому из 14 сказов, включенных в книгу, Кудрин выполнил иллюстрацию в технике цветной линогравюры. В иллюстрациях преобладал цвет зеленого малахита, который связан с образом таинственной Хозяйки Медной горы, главного персонажа ряда сказов Бажова.
   В 1949 году А. Кудрин вместе е другими уральскими художниками: Е.Гилевой, О.Коровиным, М.Щировским и Ю.Ивановым - принимал участие в создании иллюстраций к юбилейному изданию «Малахитовой шкатулки», посвященному 70-летию со дня рождения П.Бажова; В него вошли 42 сказа, в том числе вновь написанных Бажовым за прошедшее десятилетие. Это издание было украшено 12 цветными и 18 черно-белыми иллюстрациями, которые великолепно передают г величие и неповторимый колорит уральской природы, внутренний мир героев, красочность волшебного мира и таинственных фантастических персонажей.
    П.Бажов лично был знаком с уральскими художниками, оформлявшими оба издания, и высоко оценивал их творчество. Тепло писатель отзывался и о столичном художнике, Василии Ивановиче Баюскине, проиллюстрировавшем первое московское издание «Малахитовой шкатулки», вышедшее в 1944 году и затем переведенное на многие иностранные языки. Бажов близко общался с московским художником Виктором Исаевичем Таубером, который в годы Великой Отечественной войны жил и работал в Свердловске. Влюблённый в красоту Урала и мир бажовских сказов, Таубер, вернувшись в Москву, создал иллюстрации к 20 сказам Бажова и во многом способствовал формированию «бажоской иллюстративной традиции».

БаюскинИллюстрация В. Баюскина к сказу "Огневушка-поскакушка"

Баюскин 1Иллюстрация В. Баюскина к сказу "Про великого полоза"

   Во второй половине XX века эту традицию творчески развили и новаторски обогатили такие известные уральские художники, как Г.Мосин, В.Волович, Г.Метелев и другие. Талантливые мастера, они превращали многие свои иллюстрации в законченные картины, передающие эпический размах, непреходящий философский и нравственный смысл уральских сказов Бажова. Литературное творчество Бажова вдохновило Геннадия Мосина на создание крупных станковых полотен «Малахитовая шкатулка и «Сказ об Урале», а Германа Метелева - «Про Великого Полоза» и «Сказ про уральского мастера».

Коровин 1Иллюстрация О. Коровина

Коровин ДанилоДанило-мастер. Иллюстрация О. Коровина

   В 1953 году в Москву переехал известный уральский художник Олег Дмитриевич Коровин. Здесь до конца XX века он блестяще иллюстрировал бажовские сказы, выходившие в различных столичных издательствах, В это же время в Москве плодотворно работали над оформлением многочисленных изданий книг Бажова художники М.Успенская, В.Панов, И.Белюкин,. Т. Морковкина, Д.Диодоров и многие другие.
   Несомненной заслугой всех отечественных художников, увлеченных бажовской темой, стало то, что они помогли новым поколениям открыть для себя «волнующую магию уральского Гомера». Конечно, каждый художник, как и каждый читатель, отдает предпочтение определенной группе сказов Бажова, Одни любят сказы-легенды: «Дорогое имечко», «Золотой волос», «Ермаковы лебеди». Другие - исторические сказы; «Марков камень», «Коренная тайность», «Демидовские кафтаны». Третьи - вольнолюбивые сказы; «Кошачьи уши», «Приказчиковы подошвы». «Таюткино зеркальце», «Травяная западенка». Четвертые - «озорные», сатирические сказы: «Хрустальный лак», «Веселухин ложок», «Тараканье мыло» и т.д. Но ближе всего художникам сказы об уральских самородках, народных умельцах. Таких, как Данила-камнерез и его сын Митя - герои самых колоритных и самобытных сказов Бажова «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка». И недаром. В этих персонажах Бажов увековечил собирательный образ талантливых уральских мастеров, влюбленных в родной горный край, беззаветно преданных своему делу, владеющих тайнами своего искусства.

Кочергин ДанилаДанила-мастер. Художник Н. Кочергин

   Творчество уральских камнерезов и гранильщиков XVIII - XIX веков -это одна из самых ярких и уникальных страниц в истории отечественного искусства. В свое время грандиозные изделия из малахита, яшмы и других самоцветов прославили Россию во всем мире. В постановлениях жюри международных выставок говорилось о произведениях уральских мастеров, что «по своей грандиозности и искусности исполнения они не уступают произведениям древних греков и римлян». Чтобы создать такие шедевры камнерезного искусства, которые и поныне украшают залы Эрмитажа и Лувра, необходимо было обладать талантом, вдохновением и самоотдачей, какими наделен бажовский Данила.
   Долго не мог найти старый мастер Прокопьич достойного ученика, чтобы научить его малахитовому делу, пока приказчик не привел к нему двенадцатилетнего Данилушку. Мальчик был круглый сирота, и звали его «Недокормышем», но уже с раннего детства он тонко чувствовал прекрасное. Восхищался прелестью каждой травинки и каждого цветка. Выучился так играть на рожке, что заслушаешься. При первой же встрече он поразил старого мастера Прокопьича, показав ему, как лучше кромку срезать, чтобы на малахите природный узор остался.
   Полюбил Прокопьич Данилку, как родного сына, подкормил, справил новую одежду, начал обучать непростому делу. Так Данила и вырос за этой работой. А когда из цельного камня выточил зарукавье-змейку, был признан мастером.
   Барин прислал ему из столицы чертеж чаши и велел в точности такую же сделать. Трудностей в этой чаше множество, но красоты нет, потому что чертёж не учитывает особенности малахита. По природному узору приходится дырки сверлить, цветочки резать. Такая работа Даниле не по душе.
  Чашу по чертежу Данила успешно закончил. Но как художник, отмеченный недюжинным талантом, он мечтает сделать такую чашу, чтобы «людям всю красоту камня показать». Вырезал он чашу по дурман-цветку. Мастеровые хвалят; «Чаша вышла - никто такой не делал». Но самому Даниле она не нравится: нет в ней прелести живого цветка!
   Слышал Данила от старого мастера, что есть во владении Хозяйки Медной горы каменный цветок. Не каждому показывает владычица горных сокровищ чудо-цветок. Но тот, кто увидит каменный цветок, овладевает тайнами красоты и высочайшего мастерства.
   Каменный цветок в сказах Бажова – это символ совершенной красоты и тайны камнерезного искусства. Данила просит Хозяйку горы показать ему каменный цветок, потому что творчество ему дороже всех благ. Он жаждет постичь тайну прекрасного и секреты подлинного искусства, и признаётся Хозяйке Медной горы: «Без цветка мне жизни нет».
   Увидев каменный цветок, Данила разбивает собственную чашу и уходит в подземные владения Хозяйки Медной горы, став «горным мастером», труд которого превращает мёртвый камень в бессмертное произведение искусства. Когда через несколько лет Данила вернулся к людям, то его признали знатоком ремесла, не знающим себе равных.
   Стремление к совершенной красоте и ее претворению в камне унаследовал от Данилы его младший сын Митя, Его замысел и поиски камня для воплощения идеи одобрила сама Хозяйка Медной горы. В своих: полных проникновенного лиризма работах художники изобразили Данилу и его сына Митю как родственные души, близкие им своей верностью профессии, творческим горением и самоотверженностью. Данила запечатлен в детстве, вместе с Прокопьичем, в работе над чашами, во владениях Хозяйки Медной горы, в общении с невестой Катей. Митя - в момент выбора из трех ягод, протянутых Хозяйкой Медной горы в окошко, веточки крыжовника, которую он затем искусно выточит из недорогого местного камня,
  В более позднем сказе «Железковы. покрышки» рассказывается об искусном уральском мастере, к которому вынужден был обратиться доверенный Фаберже, чтобы сделать малахитовые крышки для царского альбома. Прототипом Иванко Крылатко в одноименном сказе стал основоположник и непревзойденный мастер златоустовского искусства гравюры на стали Иван Бушуев. Он часто использовал в своих работах образ крылатого коня - мифологического Пегаса - как символ творческого полета, благодаря чему в народе его стали называть Иванко Крылатко. Замечательными работами Ивана Бушуева и сейчас можно любоваться в Оружейной палате Московского Кремля.
   Реальный прототип есть и у героя сказа «Чугунная бабушка». Это замечательный мастер каслинского художественного литья Василий Торокин, создавший целый ряд реалистических скульптур, в том числе «Старуху с прялкой», о которой идет речь в сказе Бажова. Она экспонировалась на Парижской всемирной выставке 1900 года и принесла мастеру каслинского чугунного литься - всемирную известность.
Другая группа сказов, которая наиболее часто вдохновляет живописцев и графиков — это детские сказы «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка» и другие. Их героями часто становится дети-сироты, потерявшие родителей, и одинокие старики, не только опекающие их своей заботой, но и открывающие им мир прекрасного и волшебного. За доброту, сострадание и милосердие волшебные персонажи в сказах Бажова щедро одаривают детей и сирот.

Успенская СеребряноеИллюстрация М. Успенской к сказу "Серебряное копытце"

   Одинокий старик Кокованя «придумал взять в дети сиротку». Пришел он к шестилетней сироте Даренке и угадал ее имя. Для него она «подаренушка» - дар судьбы. Девочка поговорила с Кокованей и сразу оценила его - «старик веселый да ласковый». К тому же обещал рассказать про козлика Серебряное копытце. Даренка согласилась пойти к Коковане, попросила только взять и кошку Муренку. Несладко жилось девочке в приемной семье. Но у Даренки было отзывчивое, доброе сердце, она подобрала и обласкала худую, ободранную кошечку Муренку. А кошка эта, как выяснилось позже, оказалась не обычная, а чудесная. Дружно: стали вместе жить Кокованя, Даренка и кошка Муренка. Кокованя был мастер сказки сказывать. Но больше всего Даренка любила слушать рассказ про чудесного козлика. На передней правой ножке у него - серебряное копытце. Где он копытцем бить станет - там груда дорогих камней появится. Даренка мечтает увидеть волшебного козлика и уговаривает Кокованю взять ее с собой на место зимней охоты, в лесную избушку.
   Здесь девочка увидела козлика Серебряное копытце. Но дорогие камни он стал выбивать ножкой только после встречи с кошкой Муренкой, Кошка и козлик вместе исчезли. Но Кокованя успел набрать полшапки драгоценных камней, которыми их наградил волшебный козлик Серебряное копытце за их доброту.

Кочергин ОгневушкаИллюстрация Н. Кочергина к сказу "Огневушка-поскакушка"

   Другой фантастический персонаж - Огневушка-Поскакушка в одноименном сказе Бажова - осчастливил восьмилетнего парнишку Федюньку и деда Ефима. Федюнька потерял мать, а мачеха ему попалась злая, как медведица. Вот и стал мальчик жить с одиноким дедом Ефимом, Жили они дружно. Опытный старатель, дед Ефим передавал мальчику свои знания, а в свободное время рассказывал всякие побывальщины и предания. От деда Ефима мальчик узнал, что Поскакушка может указать место, где залегает золото.
   Три раза видел ее Федюнька. Первый раз у костра, где он сидел вместе с отцом и другими старателями. Вдруг из самой серединки костра «вынырнула девчонка махонькая, вроде кукленки, а живая». Подбоченилась, платочком взмахнула и пошла плясать кругами, легко да ловко. И с каждым кругом подрастала немного, став ростом с Федюньку, Второй раз Огневушка-Поскакушка показалась мальчику и деду Ефиму. И только на третий раз волшебная плясунья привела одного Федюньку к старой березе в зимнем заснеженном лесу и указала золотоносное место.
   Все три раза Огневушку-Поскакушку сопровождал филин. Первые два раза, когда он «ухал», Поскакушка мгновенно исчезала. В третий раз при встрече хозяйки золота с одним Федюнькой филин молчал, одобряя помощь обездоленному мальчику-:сироте. Поскакушка подарила Федюньке волшебную лопатку, которая согрела его, вытащила из сугробов, указала дорогу и сделала зарубки-пометки. По ним Федюнька и дед нашли весной под березой золото, что позволило им несколько лет прожить в достатке.

Мосин Голубая змейкаИллюстрация Г. Мосина к сказу "Голубая змейка"

Мосин Про великого полозаИллюстрация Г. Мосина к сказу "Про великого полоза"

   С фантастическим персонажем голубой змейкой в одноимённом сказе Бажова встретились два мальчика-приятеля Ланко и Лейко. Трижды показалась она ребятам. Первый «голубым колечком прокатилась», испытав друзей на сообразительность. Второй раз испытала на бескорыстие и преданность друг другу. Оставила дорожку из золотых камней, если поднимешь и понесёшь – надорвёшься. Когда Ланко схватил один камень, Лейко настоял, чтобы он бросил тяжёлый камень.
   Оценив эту дружескую заботу, голубая змейка предстала перед мальчиками в облике женщины, по которой «трава не гнётся, из правового рукава золотая струя бежит, а из левого – чёрная пыль сыплется». Она решила испытать мальчиков третий раз: «задумать хорошее» про другого. Оба мальчика, не сговариваясь, пожелали счастья старшей сестре Лейко Марьюшке, которую они обидели своей недоброй шуткой. За это голубая змейка наградила их золотыми плитками и кошельками с золотым песком. С тех пор друзья голубую змейку не вызвали. А поняли главное: награда сама придёт, если заслужишь, и «оба удачливы были в своих делах».
   Творчество Бажова продолжает вдохновлять не только живописцев и графиков, но и мастеров монументальной скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В этом сможет убедиться каждый, кто откроет для себя чудесный мир уральских сказов, сохраненный замечательным русским писателем и обогащенный мастерами всех видов и жанров изобразительного искусства.

Назаренко Синюшкин колодецИллюстрация Г. Назаренко к сказу "Синюшкин колодец"