ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

Даты жизни: 12 октября 1350 – 19 мая 1389
Место рождения: Москва, Великое Московское княжество
Князь Московский и великий князь Владимирский

 1Донской1 Дмитрий Иванович Донской родился 12 октября 1350 года. Когда князю Дмитрию шел всего десятый год, умер его отец, великий князь Иван Иванович, прозванный за красоту Красным, т. е. красивым. Опекунами малолетнего князя стали его мать, великая княгиня Александра, старшие бояре и митрополит Алексей.
  В это время Москва уже была многолюдным и большим городом, московские князья считались самыми могущественными среди русских князей, но были и другие князья, которые стремились занять первое место на Руси. Пока правил взрослый Иван Иванович, князья считались с его властью, но только сел на московский княжеский престол мальчик, они тотчас вышли из повиновения и стали добиваться раздела великого княжения. В то время только великий князь имел право собирать дань — «выход» — для татарского хана.
  На великое княжение русских князей утверждал (ставил) татарский хан, живший в своей ставке на Волге. Туда, в Золотую Орду, на поклон к хану и повезли юного Дмитрия. В Орде Дмитрий был признан великим князем.
  В то время сами ханы не подолгу владели своим троном. Еще до приезда Дмитрия в Орду был посажен новый хан, но только пять месяцев оставался он повелителем татар, потом был убит вместе с двумя сыновьями. Убийца завладел престолом, но тоже ненадолго; он погиб от руки другого татарского вельможи, который в свою очередь сделался ханом.
  К тому времени русские земли начали объединяться вокруг Москвы. Чтобы не допустить усиления московского князя, темник Мамай решил напасть на Русь и тайно собирал большое войско. Не только черкесы и осетины с Кавказа, но даже наемные воины из итальянских городов были взяты для участия в походе на Москву.
   Мамай сносился с рязанским князем Олегом Ивановичем и литовским князем Ягайлом. Олег обещал Мамаю не помогать московскому князю и собирал войско, чтобы быть наготове. Литовский князь заключил с Мамаем союз и обещал прийти ему на помощь с войском.
  В Москве усиленно готовились к встрече татар и собирали воинов. Дмитрий отправился за утешением и одобрением к преподобному Сергию Радонежскому. «Отче, — сказал ему великий князь, — ты уже знаешь, какое великое горе сокрушает меня: ордынский рыцарь Мамай двинул свою Орду безбожных татар; и вот они идут на мою отчину, на русскую землю — разорять святые церкви и губить христиан; помолись, отче, чтоб Бог избавил нас от беды».
  Сергий предложил князю отслужить литургию, а после нее попросил его с дружиной «вкусить хлеба» вместе с монастырской братией. За трапезой преподобный предсказал князю, что сам он убит не будет. По окончании трапезы Сергий окропил великого князя и его спутников святой водой и, осеняя Дмитрия крестом, пророчески сказал; «Иди, господине, безбоязненно на врагов; Господь поможет тебе, и ты победишь супостата».
  Затем он возложил на монахов Пересвета и Ослябю схимы с нашитыми на них крестами и сказал им: «Вот вам оружие нетленное. Носите его вместо шлемов и постраждите, братие, как доблестные воины Христовы».
  Русское войско перешло Дон и разрушило за собой мосты. Оно остановилось на широком Куликовом поле. С юга уже подступила несметная рать Мамая.

1Донской2 

  Наступило утро 8 сентября 1380 года. Дмитрий отправил в дубраву отборных своих воинов во главе с князем Владимиром Андреевичем и Дмитрием Волынцем. Здесь они должны были ждать в засаде. Воины в доспехах выстроились для боя на возвышенности.
  Дмитрий решил обмануть неприятеля. Он слез со своего коня, одел в блестящие дорогие латы своего любимого боярина Бренка, посадил его на своего коня и велел возить за ним великокняжеское знамя.
  Перед началом боя из татарских рядов выехал вперед всадник — богатырь Челубей. Из русских рядов тоже выехал всадник. Это был монах Пересвет. Вскачь на конях помчались противники друг на друга. Раздался треск ломающихся копий, богатыри и даже их кони упали на землю мертвыми от страшного удара.
  Оба войска бросились в сражение, и началась великая битва.
  Татары начинали одолевать. Уже убили боярина Бренка и подрубили черное великокняжеское знамя, бесчисленное множество русских трупов устилало Куликово поле. Татары ранили Дмитрия, и он пеший едва спасся от преследователей в соседней дубраве и полумертвый упал на землю. Было далеко за полдень, уже лежал на поле погибший от стрел и сабель врага передовой полк, уже все больше и больше подавалось назад на север левое крыло русских.
  И тогда засадный полк внезапно и стремительно вылетел из леса, напал с бока и с тыла на уверенных в победе татар. Расчет Дмитрия Ивановича на успех засады оказался правильным, татары не выдержали нового удара и обратились в бегство.
  Похоронив убитых, русское войско тронулось в обратный путь. В конце сентября русские с победой вернулись в Москву.
  Но Золотая Орда оставалась еще сильной и вскоре показала свою мощь. Новый хан, Тохтамыш, собрав большое войско, подходил к Москве. В понедельник 23 августа 1382 года татары появились под Москвой. Они расположились лагерем в поле на расстоянии трех полетов стрелы. Татарский лагерь был виден словно на ладони, потому что горожане заранее выжгли все деревянные постройки вокруг стен, чтобы нельзя было подойти к городу незаметно. Отдельные татары близко подъезжали и спрашивали о великом князе: «В городе ли князь Дмитрий?» — «Нет, не в городе», — кричали им горожане с городских стен.
  На четвертый день, в обеденное время, к городским стенам подъехали татарские послы. Послы стали говорить при всем народе: «Царь хочет вас пожаловать, ведь вы ни в чем не повинны, не на вас пришел он с войною, а на великого князя Дмитрия Ивановича, вы же достойны царской милости. Ничего иного от вас не требует царь, как только того, чтобы вы вышли к нему навстречу с почестями и дарами, он хочет только посмотреть город и войти в него, а вы ему отворите городские ворота». Горожане поверили и решили выйти навстречу Тохтамышу.

   Горькой печалью проникнуты слова современника, описавшего разорение Москвы от Тохтамыша: «И были тогда в городе плач и рыдание, и великий вопль, и слезы и крик неутешный, и стенание многое, и печаль горькая, и скорбь неутешимая, беда нестерпимая, горесть смертельная, страх и ужас и позор. Взяли татары город Москву 25 августа, в четверг, в послеобеденное время, и город зажгли, богатства и имущество разграбили, а людей убили. С одной стороны грозил огонь, с другой - меч; одни бежали от огня и погибали от меча, другие от меча бежали, а сгорели от огня, третьи утонули в реке при бегстве, четвертые были уведены в плен. Выл до этого город Москва прекрасен и велик, много людей в нем жило, славен он был своим богатством, превзошел все русские города великою славою, а за один час все изменилось. Когда был взят и сожжен, ничего нельзя было увидеть иного, кроме дыма и земли, да многих трупов, кругом было пусто и не было видно даже людей, ходивших по пожарищу».

  Татары ворвались в город через открытые ворота, пожгли и разграбили Москву. Несчастье точно оглушило русских людей. Татары не удовлетворились разгромом Москвы, а рассыпались вокруг нее мелкими отрядами. Только храбрый князь Владимир Андреевич напал на татар и разбил их большой отряд. Весть об этом поражении дошла до хана Тохтамыша, и он двинулся обратно в Орду.
  24 тысячи трупов лежало в разоренной Тохтамышем Москве, не считая похороненных родственниками. А сколько еще русских было уведено в татарский плен! Московское княжество ослабело, и тотчас соседние князья попытались отнять у Дмитрия право на великое княжение. Суздальский, тверской и рязанский князья заискивали перед Тохтамышем. Татары снова стали посылать отряды на Русь, и они грабили и разоряли народ.
  Однако и сами русские князья стали понимать, какую опасность представляют их взаимные ссоры. Дмитрий помирился сначала с рязанским князем Олегом Ивановичем, а потом и с другими князьями. Начался 31-й год княжения Димитрия Ивановича, когда он внезапно разболелся. Болезнь развивалась быстро, и скоро стало ясно, что смерть стоит у постели великого князя. Перед смертью он позвал жену и детей. Старшему из сыновей, Василию, было уже 16 лет. Рядом с ним стояли младшие дети, а только что родившийся Константин лежал на руках у мамки.
  Дмитрий завещал своим детям жить в мире и дружбе и скончался 19 мая 1389 года, на сороковом году от роду. На следующий день тело великого князя было погребено в одном из кремлевских соборов.
  Русские прозвали Дмитрия Ивановича, за победу на Куликовом поле, за Доном, Донским. С этим славным именем он остался в истории как первый князь, нанесший тяжкий удар татарскому игу.


Воловик, А. Смиренный правитель и яростный воин / А. Воловик // Честь Отечества.- 2020.- № 9-10.- С. 32-35

   12 октября 2020 года исполняется 670 лет со дня рождения великого князя Московского, Владимирского и Новгородского Дмитрия Ивановича Донского. 21 сентября 2020 года - 640 лет со дня победы русских войск на Куликовом поле.

    Великий князь Московский Дмитрий Иванович (1350-1389) вошел в русскую историю как победитель Мамая, святой князь Дмитрий Донской, государственный деятель, положивший начало единой и независимой России.
  Главным итогом правления Дмитрия Ивановича стало окончательное утверждение Москвы как центра объединения русских земель, Символом сильной государственной власти становится Московский Кремль-первый каменный кремль на территории Северо-Восточной Руси.
   В народной памяти князь Дмитрий остался как первый из князей, которому удалось если не сбросить навсегда ордынское иго, то серьезно ослабить его давление после легендарной победы в Куликовской битве. И как это часто бывает, это славное деяние затмило множество иных достижений и дел, совершенных Дмитрием Донским. А их было немало.
  Дмитрий Донской родился 12 октября 1350 года в Москве. Он был внуком князя Ивана I Даниловича Калиты и старшим сыном великого князя Ивана II Ивановича от второй супруги Александры Ивановны.
  По смерти великого князя Ивана II в 1359 году в московской княжеской семье остались малолетние Дмитрий, его брат Иван и двоюродный брат Владимир Андреевич, между которыми было разделено княжество.
  По завещанию отца наставником и воспитателем Дмитрия стал митрополит Алексий, человек, обладавший сильным характером и большим авторитетом.
  Огромное влияние на великого князя оказал настоятель Троицкого монастыря преподобный Сергий Радонежский, с которым у него сложились близкие и доверительные отношения. Именно к Сергию Радонежскому за благословением перед Куликовской битвой пришел Дмитрий Иванович. Князь был глубоко верующим человеком, строил и всегда поддерживал православные храмы и святые обители. Он делал щедрые пожертвования в Троицкий и московский Симонов монастыри. В 1378 году, в преддверии решающей битвы с Ордой, по благословению прп. Сергия он устроил Успенский Стромынский монастырь, дабы молитвенники Русской земли духовно поддержали Русь. Прп. Сергий благословил князя начать строительство каменного Успенского собора Симонова монастыря.
  После победы на Куликовом поле Дмитрий Донской основал Николо-Угрешский монастырь под Москвой, заложил церковь Всех святых на Кулишках в Москве. Старо-Голутвинский монастырь в Коломне был основан по велению великого князя.
   В годы его княжения были открыты монастыри и в других местах Московского княжества.

 1Донской3

  Одним из первых серьезных достижений молодого Дмитрия, севшего на московский престол в возрасте девяти лет, стало строительство белокаменного Кремля - первого каменного укрепления в Москве с пушками на стенах, новейшим оружием того времени. Поводом для перестройки княжеской резиденции стал большой пожар 1365 года, уничтоживший значительную часть московских построек, в том числе и в пределах деревянного Кремля. В начале 1366 года князь начал свозить в город белый камень из каменоломен на реке Пахре, а годом позже, когда запас строительного материала был накоплен, приступил к возведению каменных стен. Появление такой мощной крепости, уступавшей по своим возможностям разве что кремлям Новгорода и Пскова, существенно подняло престиж Москвы и значительно увеличило ее безопасность. В этом москвичи смогли убедиться уже через год, во время первого похода литовского князя Ольгерда, который так и не смог взять Кремль штурмом. Таким же бесславным был исход и двух других ольгердовских эскапад.
  В политическом плане Москва потихоньку выходила на лидирующие позиции среди княжеств Русской равнины. Набирала силы и начинала объединять вокруг себя разрозненные русские княжества.
  Основная борьба еще с XIII века шла между Москвой и Тверью - большим по средневековым меркам городом с населением 30 тысяч человек. Князья обеих областей мечтали объединить под собой русские земли и сбросить татарское иго. Орда же действовала по принципу «разделяй и властвуй», выдавая ярлык то тверским, то московским. В 1360 году, пользуясь временным ослаблением тех и других, «ярлык вне очереди» получил Дмитрий Суздальский. Но наш младой князь не смирился с этим. Несколько лет войны с Москвой - и Дмитрий Константинович Суздальский признал над собой главным 15-летнего князя Дмитрия Московского, отдал ему великокняжеский престол и свою 13-летнюю дочь Евдокию в жены...
  В январе 1366 года в Коломне состоялась пышная свадьба. Составитель Жития князя Дмитрия пишет, что бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских». Невеста - нежная, хрупкая тринадцатилетняя девушка, «с красотою лица соединила редкую душевную доброту». Жених - шестнадцатилетний юноша, согласно «Житию Димитрия Донского», был крепок, высок, плечист, имел черные волосы и бороду. То же Житие описывает и характер князя: «Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, непристойных слов не любил и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал». В качестве же основной личной черты автор Жития называет необыкновенную любовь князя к Богу: «С Богом все творящий и за Него борющийся».
  Дмитрий Иванович был помимо всего прочего человеком крайне активным и в то же время практичным. Уже с 13 лет возглавлял военные походы, но при этом проявлял милосердие к побежденному врагу. Его наставником с детства был митрополит Алексий - энергичный деятель, опытный политик и дипломат. Родители и единственный брат князя умерли, и он советовался с митрополитом по всем важным вопросам.
  Неудивительно, что юная Евдокия искренне полюбила князя, и брак, хоть и был выгоден обеим сторонам, тем не менее, был заключен по любви. Вся дальнейшая жизнь супругов стала тому подтверждением. Современник, кстати, написал о Дмитрии и Евдокии такие слова: «Оба жили единою душою в двух телах; оба жили единою добродетелию, как златоперистый голубь и сладкоглаголивая ластовица, с умилением смотряся в чистое зеркальце совести».
  Молодая княгиня была поддержкою великому князю. Помогала и словом, и делом. Любил ее народ московский за доброту и заботу. Дмитрий Иванович половину своей жизни провел в военных походах, а княгиня оставатась в Москве. Умело управляла она городом, заботилась о его жителях. Князь был спокоен, рядом с ним преданная супруга, любящая и заботливая, нежная и добрая. Чего еще желать? Жена оберегала очаг, муж защищал и преумножал свои владения,
  Границы Московского княжества существенно расширились. Великий князь стремился к объединению русских земель. Брачный союз с нижегородской и суздальской княжной позволил Москве установить прочные отношения с Нижним Новгородом. Союз был заключен с Великим Новгородом. Поддерживал Дмитрия Ивановича и его двоюродный брат князь Владимир Андреевич Серпуховской. Москва становится центром военно-политического союза русских княжеств. В 1375 году союзное войско во главе с Дмитрием Ивановичем взяло штурмом Тверь, и великий князь Тверской был вынужден признать Дмитрия «братом старейшим». Вокруг великого князя Московского формируется круг его ближайших сторонников и помощников: бояр, воевод - московского боярства, ставшего впоследствии главной опорой великокняжеской власти.
  За 30 лет правления число земель, подвластных Московскому княжеству, существенно выросло. Экспансия шла на северо-восток: туда, где располагались княжества, чаще других выступавшие в союзе с Москвой. В первые несколько лет своего правления князь Дмитрий присовокупил костромские и галицкие земли, затем повернул на северо-запад, к Белоозеру. Всего же за первые два десятилетия княжения Дмитрий Иванович сумел включить в состав своей вотчины земли вокруг Переяславля, Галича, Белоозера, Углича, Дмитрова, Костромы и Стародуба. При нем московское влияние распространилось на земли восточнее Устюга, в сторону вятичей: появилась Пермская епархия, выделенная из Ростовской, которая находилась под прямым влиянием московского князя.
   Деятельность Дмитрия Ивановича по объединению русских княжеств, усилению русской армии положила конец экспансии на Русь Великого княжества Литовского. В 1368 и 1370 годах под стенами Московского Кремля потерпел поражение великий князь Литовский Ольгерд. Но оставался еще более сильный враг - Золотая Орда, под гнетом которой русские княжества находились с 1240 года.
  В 1374 году Дмитрий Иванович отказался от уплаты дани правителю Орды Мамаю. Это был смелый, но продуманный шаг великого князя, он знал, что Русь способна постоять за свою независимость. В 1378 году на реке Воже было разгромлено войско мурзы Бегича.
  Приближался звездный час великого князя.
  Поход на Мамая стал делом всей Руси. Отработанный за несколько лет до этого формат «коалиции» против Твери Дмитрий Иванович повернул против внешнего врага. Полки присылались Дмитрию из самых отдаленных уголков Руси, под его знаменами стояли и сыграли большую роль в битве и сыновья недавнего врага литовского князя Ольгерда, и бояре Ховрины-Гаврасы, вышедшие из крымского христианского княжества Феодоро, имевшие свои счеты со стоявшими за Мамаем генуэзцами...
  Сыгравший крупную роль в сражении Дмитрий Боброк не случайно был с Волыни и представить себе, конечно, не мог, что спустя много веков люди, числящие себя его единоплеменниками, будут запрещать «москальскую» русскую речь.
   И вот Дмитрий Иванович во главе объединенных русских сил выступил навстречу полчищам темника Золотой Орды Мамая, двигавшимся на Русь.
  Приняв благословение от Сергия Радонежского, который отпустил на брань двух иноков Андрея Ослябю и Александра Пересвета, князь встретил Мамая на Куликовом поле, между рекой Непрядвой и Доном (ныне в Куркинском районе Тульской области).
  Желая воодушевить русских воинов перед смертельной схваткой, московский князь встал в первые ряды своего войска, обменявшись доспехами с боярином Михаилом Бренком, который встал под великокняжеское знамя в тылу большого полка и впоследствии погиб. Дмитрий Иванович плечом к плечу с рядовыми воинами повел войско в бой.

«Бог нам прибежище и сила! –
Рек Дмитрий на челе полков. –
Умрем, когда судьба судила!»
И первый грянул на врагов.
Кровь хлынула - и тучи пыли,
Поднявшись вихрем к небесам,
Светило дня от глаз сокрыли,
И мрак простерся по полям.

  Поначалу войска Мамая добились успеха на правом фланге, но получили удар во фланг от русского засадного полка и бежали. Князя Дмитрия Ивановича нашли на поле битвы оглушенным. Он проявил незаурядный полководческий талант и за победу на Куликовом поле его стали называть Донским.
  С 9 по 16 сентября хоронили убитых. По легенде, воины Дмитрия Донского срубили часовню на месте захоронения. На самом Куликовом поле был построен монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. (Битва произошла в этот праздник.) Успенский монастырь на реке Дубенке великий князь также построил в благодарность Господу за победу в Куликовской битве.
  Русская Церковь узаконила совершать по убиенным поминовение в Дмитриеву родительскую субботу, «пока стоит Россия». Народ радовался победе. Куликовская битва была не началом, а проявлением и осуществлением единства Руси, общим делом, которым являются нации и государства. Раздробленная и терзаемая иноплеменниками Русь проявила себя в тот момент в едином общем деле и превозмогла своих врагов.
   В 1850 году на том месте, которое считалось Куликовым полем, по инициативе первого исследователя великой битвы обер-прокурора Священного синода С.Д. Нечаева, был поставлен и торжественно открыт памятник-колонна, изготовленный на заводе Ч. Берда по проекту А.Л. Брюллова. В 1880-м торжественно отпраздновали 500-летнюю годовщину битвы на самом поле, у села Монастырщины.
  Русская православная церковь празднует день Куликовской битвы 21 сентября, так как эта дата по ныне действующему григорианскому календарю соответствует 8 сентября по используемому РПЦ юлианскому календарю. В XIV веке григорианский календарь еще не был введен (он появился в 1584-м), поэтому события до 1584 года на новый стиль не переводят. Однако Русская православная церковь отмечает годовщину битвы именно 21 сентября, потому как в этот день празднуется Рождество Пресвятой Богородицы - по старому стилю именно 8 сентября (день битвы в XIV веке по юлианскому календарю).
   В 1382 году, после нападения нового хана Золотой Орды Тохтамыша на Москву, Дмитрий Донской организовал работы по восстановлению сожженного города. Он не успел собрать войска для отпора, и вынужден был оставить город.  Московскому князю  пришлось вновь признать свою зависимость от Золотой Орды, возобновить выплату дани. Тем не менее, Москва сохранила свое руководящее положение в русских землях. Победа над полчищами Мамая развеяла миф о несокрушимости орды, вселила веру в народ, положила начало освобождению Руси от невыносимого ига.
  В 1988 году князь Дмитрий Иванович по решению Поместного собора Русской православной церкви был причислен к лику святых. Днем памяти святого благоверного князя Дмитрия Донского стало 19 мая (1 июня) - день смерти московского правителя. Причисления к лику святых он удостоился не только как вооруженный защитник православной веры, победитель Куликовской битвы, но и как ревностный христианин, правивший своим княжеством по заповедям Христовым, Современники Дмитрия Донского запомнили его как глубоко верующего человека, что неудивительно: фактическим воспитателем юного князя был митрополит Алексий, которого в летописях называют не иначе как «святителем Московским и всея России чудотворцем».
   Со временем имя Дмитрия Донского стало символом ратного мужества и стойкости, а сам он воспринимается прежде всего как защитник России. Самым ярким примером этого может служить такой факт: его имя было присвоено танковой колонне, построенной по инициативе Московской патриархии на пожертвования верующих. В состав колонны «Димитрий Донской» входили 40 танков, которые 7 марта1944 года были переданы Красной армии и участвовали в сражениях Великой Отечественной войны вплоть до самой победы. Потомки великих русичей не посрамили своих предков. Спасли Русь от коричневой чумы. Одолели врага, как когда-то в далеком 1380-м разгромы полчища Мамая великий князь Московский Дмитрий Донской. 


 

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

Наша история - словно глубокий колодец...
Надо гордиться, что есть у народа такой
объединитель земель и лихой полководец,
мудрый правитель и праведник Дмитрий Донской!
Сергей Зырянов

  В истории Руси хватает великих во всех смыслах князей, но Дмитрий Донской выделяется даже на фоне большинства из них. Именно он положил начало концу Золотой Орды, разбив противников в знаменитом Куликовском сражении, хотя почву для того, чтобы сбросить с шеи ярмо ига, готовили и другие князья до него. За свою жизнь Дмитрий Донской сделал очень многое для объединения разрозненных княжеств в единую страну, превратив Москву в центр будущего государства. И пусть процесс объединения и затянулся на века, всё-таки именно он сделал для него больше, чем многие другие и до, и после него.
  Всем известно, что Дмитрий I Иванович, князь Московский и великий князь Владимирский получил свое прозвание Донской за победу над полчищами Мамая на Куликовом поле, расположенном вблизи слияния Дона и Непрядвы. Это хрестоматийный факт, усвоенный нами еще в школе. А что еще знаем мы об этом незаурядном человеке?

Трудное детство
  В Орду за ярлыком на Великое княжение Дмитрий отправился, когда ему было всего 9 лет. Годом раньше он лишился отца - Иван II, получивший прозвище Красный, умер 33 лет отроду. Умирая, он поручил своего сына митрополиту Алексию, под опекой которого и мужал юный князь.

Женитьба
  Женился Дмитрий Иванович, когда ему было 16 лет. Его невесте, дочке Суздальского князя Евдокии, было и вовсе 13. Девушку Дмитрию рекомендовал его духовник Сергий Радонежский. Летописцы сходятся на том, что брак был счастливый. Супруги, хоть и продиктован этот союз был политическим расчетом, полюбили друг друга. Евдокия родила мужу 8 сыновей и 4 дочери. Два сына умерли совсем маленькими.

Новый Кремль
  Именно Дмитрию Ивановичу мы обязаны тем, что Москву и по сей день именуют «белокаменной». Ему в наследство достался Кремль из дубовых бревен, построенный еще при Иване Калите, его прадеде. Со временем стены Кремля обветшали, и в период правления Дмитрия Ивановича был построен первый каменный Кремль. Из белого камня были его башни, камнем же были обложены стены в наиболее вероятных местах штурма. От реки Неглинной до Москвы-реки был прокопан ров, который служил дополнительной защитой крепости.
  Крепость Дмитрия Ивановича получилась надежной. Она дважды – в 1368-м и 1370 годах - дала возможность москвичам выстоять против осады литовского князя Ольгерда. После того как в 1382 году Кремль был взят ханом Тохтамышем, укрепления удалось довольно быстро восстановить.

До Куликовской битвы
  Главное событие, благодаря которому Дмитрий Донской вошел в русскую историю как князь, начавший борьбу против ордынского ига, - знаменитая Куликовская битва 1380 года. Она была отнюдь не была первым сражением с ордынцами, в котором Дмитрий Иванович стал победителем.
  До Куликовской битвы в 1378 году было еще сражение при реке Воже. Еще раньше русские полки были разбиты на реке Пьяне ханом Синей Орды Арапшей. Однако на Воже Дмитрий Иванович сумел взять реванш.
  Пользуясь данными разведки, он сумел перекрыть брод, по которому должно было переправиться татарское войско. Татарский мурза Бегич не решался перейти реку на виду русского войска и застрял на противоположном берегу. Тогда Дмитрий Иванович отвел войска от реки, «отдав» берег ордынцам, но изготовившись ударить, как только враг потеряет бдительность. Бегич попался в ловушку и был разбит.

Куликовское сражение
  Сражение на Куликовом поле не случайно считается поворотным пунктом в отечественной истории, когда москвичи, тверичи, суздальцы, владимирцы и жители других княжеств ощутили себя единым народом - русскими. Его значение понимали уже современники, посвятившие Куликовской битве два важных литературных произведения: «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».
  Эти тексты так насыщены символами, почерпнутыми из священной истории, метафорами и иносказаниями, что считать их серьезными источниками трудно, и специалисты по сей день по крупицам восстанавливают ход знаменитого сражения и спорят о его месте. Впрочем, есть несколько фактов, которые говорят о несомненном полководческом таланте Дмитрия Ивановича.
  Скоростью маневра и верно принятым решением о форсировании Дона он вынудил Мамая вступить в битву на тех условиях и в то время, когда было удобно русским. Исход сражения предопределило использование засадного полка, мысль о котором также принадлежала Дмитрию Ивановичу.
  Однако сложно понять мотивы, которые побудили его переодеться в доспех простого воина, а свое одеяние и оружие отдать другому человеку, которого татары сочли князем и постарались убить. Сам Дмитрий в это время сражался в рядах Большого полка. Теснота и давка на поле сражения была такая сильная, что Дмитрия нашли уже после победы, заваленного стволом дерева, которое рухнуло от ударов мечей сражающихся.
  Князь был без сознания, но живой. Этот странный маскарад дает основания современным злопыхателям обвинить Дмитрия Донского едва ли не в трусости, но стоит представить себе, что такое средневековое рукопашное сражение, чтобы понять: речь идет о чем угодно, только не о трусости.

Смерть и посмертная слава
  Ушел из жизни Дмитрий Донской еще совсем молодым, ему было 39 лет. Он оставил своим сыновьям княжество, которое за 30 лет его правления сильно увеличилось, белокаменный Кремль и безусловное главенство Москвы среди других русских земель. Донской был канонизирован Русской Православной Церковью спустя 600 лет в 1988 году.
  Каждый год 1 июня отмечается день памяти великого князя Дмитрия Донского.
  Образ Дмитрия Донского вдохновлял Павла Корина, изобразившего князя на мозаике плафона станции метро «Комсомольская-кольцевая».
  Самая большая в мире подводная лодка была произведена в России, и названа «Дмитрий Донской».

1Донской4


См. также: Дмитрий Донской и Куликовская битва: дайджест

                  Крутогоров Ю.А. Куликовская битва: фрагменты повести

                  Тихомиров О. На поле Куликовом: страницы забытых книг